RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В 50-летний юбилей в бизнес-плане Осиповичского завода железобетонных конструкций новые виды продукции

Следовать своей колее

В 50‑летний юбилей в бизнес-плане Осиповичского завода железобетонных конструкций освоение новых видов продукции с неизменным акцентом на качество

Филиал «Осиповичский завод железобетонных конструкций» входит в структуру ОАО «Дорстроймонтажтрест» — основного подрядчика работ по модернизации инфраструктуры Белорусской железной дороги. Предприятие успешно осваивает новую продукцию для метрополитена и планирует участвовать в масштабном строительстве высокоскоростных магистралей.

Один из факторов безопасности движения поездов закладывается здесь — в цехе сборного железобетона. Около 90 процентов шпал для белорусских железных дорог производят на осиповичском заводе. Выбор места его размещения 50 лет назад связан с расположением в городе крупного железнодорожного узла. Предприятие задумывалось как одно из подразделений БЖД, которое должно было выпускать полный комплект изделий для инфраструктуры железной дороги — не только шпалы, но и элементы переездов, мостовые конструкции, фундаменты под опоры контактной сети и так далее. Завод выпускает более тысячи наименований продукции. А начиналось все в 1974 году с ­фундаментных блоков и товарного бетона.

Начальник отдела технического контроля Александр Косяков в числе тех, на чьих глазах филиал рос и развивался:

— Пришел на предприятие 36 лет назад молодым специалистом. В то время завод представлял собой один цех, разделенный на два участка. Сейчас нам постоянно приходится повышать свои компетенции, так как с каждым годом требования к качеству продукции только ужесточаются. Речь идет о безопасности перевозок, поэтому специалисты нашего отдела мониторят каждую производственную операцию. Мы выпускаем и товар для гражданского строительства, который проходит обязательную сертификацию. К примеру, в строящейся в Осиповичах современной школе наши бетон, фундамент, колонны. Мы ручаемся за качество.

В улучшении характеристик продукции задействованы все службы завода, говорит начальник отдела технического контроля:

— Скажем, возрастают требования к точности изготовления, прочности, морозостойкости изделий — подключаются технологи, конструкторы, команда нашего отдела: где-то меняются дозировки, требуется разработка оснастки и нового оборудования. У нас свыше ста составов бетона, мы способны сами создавать рецептуры для новых видов продукции.

Технологии на производстве должны быть на шаг впереди существующих стандартов качества, уверены на заводе. Благодаря инвестициям в новую линию в свое время освоили выпуск инновационных шпал с различными видами рельсовых скреплений, в том числе предназначенных для высокоскоростного движения, а это дало возможность выйти на экспорт. Линия работает в полуавтоматическом режиме, операции запрограммированы. Даже на кране нет машиниста — им управляет компьютер.

Производство железобетонных шпал — ответственный процесс, ведь качество скажется на безопасности перевозок, долговечности путей. В специальную форму укладываются стержни из арматуры, которым предварительно сообщается растягивающее усилие, — это «скелет» шпалы. Затем в форму заливается бетон, а в пропарочной камере при идеальном микроклимате смесь схватывается, затвердевает, изделие становится прочным и надежным.

Слесарь Алексей Подобед в цехе уже десять лет. Пришел на завод по следам отца-бригадира Анатолия Подобеда. Застаем трудовую династию вместе во время перерыва.

— У меня еще зять здесь работает, — признается глава семейства. — Я попал сюда более 40 лет назад, начинал формовщиком, сейчас бригадир стропальщиков в транспортном цехе. По первой специальности завклубом, но своей судьбой считаю завод. Горжусь, когда еду на дизеле с супругой и внуком на дачу и показываю шпалы, произведенные на моем предприятии. До санкций поставляли нашу продукцию в Европу. Но ничего, наращиваем сотрудничество с Россией, ведь качественный товар всегда найдет покупателя.

В команде сварщиков неожиданно встретили представительницу прекрасного пола. Сварщица Алла Евдокимович пришла на завод 35 лет назад, а по профессии она… огранщик алмазов:

— В своем городе место по специальности не нашла. У нас тогда трое девчат сварщицами работали, в том числе моя сестра. В этой работе тоже нужна ювелирная точность, чтобы швы получались ровными.

А вот заведующая заводским общежитием Наталья Рудковская вместе с родным предприятием в этом году отметит 50‑летие трудового стажа:

— Пришла сюда в 21 год машинистом крана, потом работала мастером и начальником участка. И сегодня продолжаю наставничество молодых кадров. Знаете, как меня называют? Заводская мама! Приходят посоветоваться, как, к примеру, строить отношения с коллегами. Когда была мастером, завела такое правило: нужно знать о человеке все, интересоваться его трудностями и достижениями, чтобы находить подход. У нас много трудовых династий. В свое время меня дважды выбирали депутатом по участку, потому что мне хотелось участвовать в решении проблем людей. Сейчас тоже без дел сидеть не могу — видите, сколько у нас клумб на территории завода.

 В течение 50 лет Осиповичский завод железобетонных конструкций каждый год добавлял производственный участок либо осваивал новый вид продукции. Львиную долю в объемах выпуска составляют шпалы, но изготавливают и элементы благоустройства, строительные смеси. А еще более тысячи тонн металлоконструкций в год, в том числе для Национального аэропорта Минск. Директор Владимир Юковский рассказал, как расширение ассортимента и компетенций может стать эффективным ­инструментом в маркетинге:

— Когда возникло перенасыщение рынка общестроительным железобетоном, у нас был ресурс по наращиванию объемов шпал. До санкций выпускали 500 тысяч шпал в год для нужд БЖД. После закрытия западных границ вектор грузоперевозок сместился на восток, потребности внутреннего рынка сократились на 40 процентов, прекратились поставки в Латвию, Литву, Эстонию. Но мы стали активно сотрудничать с Россией, наращиваем объемы.

Главным для завода было и остается оснащение инфраструктуры Белорусской железной дороги, но конкуренцию никто не отменял, подчеркивает Владимир Юковский:

— Рынок выдвигает такие требования, что мы просто обязаны каждый день повышать качество и сервис. Техрегламенты жесткие, не каждый завод ЖБК может их выдержать. Белорусские железнодорожники ценят, что мы готовы поставить свою продукцию, например комплекты для переезда или моста, в строго отведенное время, ведь нарушение сроков недопустимо и влечет многомиллионные потери. Задумок по развитию производства немало. Перспективное направление — металлоконструкции, в планах закупить современную линию по сварке. Завод освоил выпуск полушпал для рельсовых путей грузоподъемных кранов — реализуется крупный заказ от московских метростроителей, уже поставлено более 250 тысяч единиц. Осваиваем производство полушпал для Минского метрополитена, ведем переговоры с Санкт-Петербургом. Обязательно поучаствуем в строительстве высокоскоростной магистрали между Москвой и Минском, скоростной дороги в «Великий камень». Приходят новые технологии, и мы готовы предложить качественную продукцию.

Ключевым ресурсом для развития предприятия директор считает человеческий потенциал:

— На заводе трудится 420 человек, и нам удается сохранить коллектив, не допустить оттока кадров, несмотря на близость столицы. Нужны высококвалифицированные специалисты: операторы и наладчик автоматической линии, хорошие слесари КИПиА, электромонтеры и сварщики высокого уровня. Дипломы, подтверждающие качество продукции из года в год, — показатель высокой квалификации сотрудников, их отношения к своей работе. В 2023‑м стали победителями республиканского профессионального конкурса «Лидеры в строительстве» в номинации «Строительный продукт года» за новую модификацию железобетонной шпалы, которая используется на российской железной дороге. Благодаря человеческому потенциалу готовы прокладывать пути и для наземного, и для подземного транспорта, в сферах промышленного и гражданского строительства, благоустройства наших городов. Имидж предприятия создают люди.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна