RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В сельхозпредприятия Могилевской области в этом году пришли 98 ветеринаров и зоотехников

В сельхозпредприятия Могилевской области в этом году пришли 98 ветеринаров и зоотехников при запросе в 250 молодых специалистов такого профиля. И это еще не окончательная арифметика: минус те, кто после обязательной отработки не останется в профессии. Ветеринары с 30-летним стажем и молодые специалисты поделились своим видением путей решения кадровой проблемы.

Главный ветврач Дрибинского района Евгений Ребковец — молодой специалист. Три года назад выпускник Витебской государственной академии ветеринарной медицины приступил к работе в ОАО «Трилесино-агро» по целевому направлению, а год назад пошел на повышение. Амбициозный молодой руководитель рассуждает о своих задачах и профессиональных проблемах:

— Ветврачей в районе не хватает: на этот год давали заявку на пять специалистов, на следующий — еще на три, но пока никто не приехал.

Евгений Ребковец перечисляет факторы, которые, на его взгляд, влия­ют на непопулярность среди молодежи профессии ветврача:

— Всем хочется 8-часового рабочего дня с перерывом на обед. Но по факту это невозможно: животные болеют вне зависимости от рабочего графика и выходных. К примеру, мои однокурсники работают вдвоем в гродненском хозяйстве и имеют возможность сменять друг друга. Решение проблемы комфортного графика работы — в укомплектованности кадрами. Конечно, решающий мотиватор — зарплата. Молодому ветврачу в наших сельхозпредприятиях могут предложить около тысячи рублей.

Супруга Евгения тоже ветврач, сейчас в декретном. Она получала образование на платной основе, поэтому может выбирать сферу деятельности. Евгений Ребковец считает, что ветврач — мужская профессия:

— Это тяжелый труд, нужна физическая сила — попробуй удержи ту корову. Накануне вступительной кампании с представителем ветеринарной академии объезжали школы, агитировали выбрать эту профессию. Дети по своим родителям знают, что труд в сельском хозяйстве нелегкий, все стремятся в город. Поэтому необходима мотивация. Я слышал, что в Витебской области для молодых ветеринаров и зоотехников предусмотрены весомые доплаты. С учетом нехватки и важности таких кадров нужно решать квартирный вопрос, чтобы предложение выглядело привлекательным. Представьте, человек, который пять лет жил в общежитии в статусе студента, снова получает койко-место.

Задача-минимум для молодого главного ветврача района — сокращение численности непроизводственного выбытия скота. Положительная динамика есть. А задача-максимум — наращивать производство молока и мяса.

СПРАВКА

Доплаты молодым специалистам зооветслужбы в Витебской области, о которых упоминал Евгений Ребковец, действуют с 1 марта прошлого года. Инициированная облисполкомом ежемесячная бюджетная выплата в тысячу рублей закреплена решением областного Совета депутатов. Как пояснили в отделе кадров комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского обл­исполкома, для получения такой прибавки к зарплате есть ряд условий для молодого специалиста: диплом ветврача или зоотехника (высшее либо среднее специальное образование), заключение контракта с нанимателем сроком на 5 лет, фактическая выплата за фактически отработанное время, соблюдение трудовой дисциплины, трудоустройство в сельхозпредприятиях, входящих в агропромышленные объединения области, финансовое положение которых было не самым простым. Задача создавать условия для закрепления специалистов ставилась и в Указе № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области».

На сегодняшний день таких «тысячников» в банке данных Витебской области (цифры за август этого года) — 69 человек, доплату по итогам вышеуказанного месяца получили 50. Остальные были в отпуске, на службе в резерве, на больничном либо нарушили трудовую дисциплину, то есть, возвращаясь к условиям, выплата за фактически отработанное время.

Сергей Лисов — главный ветврач в ОАО «Трилесино-агро» (на первом трудовом месте Евгения). Его стаж — свыше 30 лет. К слову, в отделе ветеринарии облсельхозпрода его охарактеризовали как одного из самых опытных и добросовестных специалистов в своей сфере на Могилевщине. Разговор о том, как вернуть престиж профессии, происходит в мобильном кабинете — служебном автомобиле:

— Без транспорта вообще ничего не успею. Моя зона ответственности — два комплекса, шесть молочно-товарных ферм, поголовье — 5600. Летом еще объезжал коров на выпасе. У меня только помощник, который помогает с вакцинацией.

Сергей Лисов вспоминает:

— На выбор профессии повлияла любовь к лошадям, да и мама работала ветфельдшером. Пришел после 3-го курса Витебской ветакадемии — и сразу поставили ветврачом. На мой взгляд, чтобы даже любимую работу человек считал престижной, он должен иметь возможность продемонстрировать результат своего профессионализма. Зачастую лечить приходится халатное отношение к обязанностям тех, кто не тем накормил, не так подоил, нарушил технологию. Лет 10—15 назад у нас было больше хороших доярок, телятниц, в то время и профессия ветврача была престижной, потому что это командная работа.

Сергей Лисов надеется, что в их хозяйство придет молодой специалист и решит остаться:

— Я ему уступлю свою должность и отдам служебную машину — только работай. Жилье у нас есть, в агрогородке магазин, школа, бассейн — для работников посещение бесплатно. Я считаю, что, помимо мер по поддержке молодых специалистов, чтобы они закреплялись, нужна мотивирующая система оплаты для всех ветеринаров. Скажем, осеменаторы получают зарплату в зависимости от количества отелов. И если в сельхозпредприятии снижается непроизводственное выбытие скота, эффективно проводится профилактическая вакцинация животных и так далее, то ветврач должен понимать: от этого напрямую зависит его зарплата.

Для дискуссии на тему престижности дефицитной специальности  в областном управлении ветеринарии порекомендовали пообщаться с еще одним профессионалом своего дела — главным ветврачом Кировского района Николаем Масловым. Его трудовой стаж — 33 года. Кировский район, к слову, лидер в области по молочному животноводству, но проблемы с закреплением молодых специалистов есть и здесь. Николай Маслов наряду с должностью главного ветврача района возглавляет Кировскую районную ветеринарную станцию. За последние пару лет в ветстанцию пришли четыре молодых специалиста, а закрепилась только одна девушка. По мнению Николая Маслова, одна из причин — гендерная:

— В мое время в ветеринарную академию поступали в основном мужчины, сейчас с точностью до наоборот. А потом кто в декретный, кто за мужем уезжает и берет открепление. Раньше ветврач был очень уважаемым специалистом, ведь каждый в деревне держал скот. Когда поступал на ветеринара, проходной балл был очень высоким. Сегодня проводишь профориентацию в ведущем хозяйстве, а там в школе пять выпускников, работать в деревне желающих немного. И зарплаты достойные, а телятницу хорошую не найти на место той, что уйдет на пенсию. Какой выход? Инвестировать в молодых специалистов, создавать условия, привлекать комфортным жильем, организовывать досуг в малых населенных пунктах.

На особом контроле ветслужбы сейчас ситуация с падежом скота, принятие мер по пресечению бесхозяйственности. В Кировском районе непроизводственное выбытие скота снизилось за последний год, но сельхозпредприятия сталкиваются с проблемами из-за отсутствия в райцентре собственного убойного цеха.

Николай Маслов считает, что необходимо совершенствовать и премиальную систему оценки работы ветврачей с учетом нагрузки, сохранности стада и других показателей. На видном месте в его кабинете — дипломы, благодарности, памятные подарки. Ведь моральное поощрение за труд не менее важно: у человека существует потребность и в эмоцио­нальном удовлетворении, тогда он старается оправдать доверие. Хлеборобов чествуют на «Дажынках» и посвящают им песни, взять хоть новый хит «За агронома». У белорусских ветеринаров тоже вскоре появится свой профессиональный праздник. Ведь престиж — это и есть общественная оценка значимости специалиста.

Елена Кукшинская, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна