RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Поисковики установили имена более 27 тысяч защитников Могилевщины, которые считались пропавшими без вести

«Брат не успел ни пожить, ни полюбить...»

Благодаря поисковикам клуба «Виккру» установлены имена более 27 тысяч защитников Могилевщины, которые считались пропавшими без вести

В 2024-м Могилевский областной клуб «Виккру», самое большое общественное объединение поисковиков страны, в состав которого входит 23 поисковые группы, отметит 30-летие с момента основания. Для организации это большой пройденный путь, колоссальный опыт. Накануне юбилея собкор «СГ» попросила виккровцев со стажем вспомнить истории из поисковой жизни, которые их зацепили больше всего.

Ворошиловский стрелок

Павел Кончиков, поисковик клуба «Виккру»:

— В 2019 году работали в Славгородском районе — на местах, где в июле 1941-го вел жаркие бои с немцами 20-й стрелковый корпус. На участке Варшавского шоссе — дороге, сильно укатанной лесовозами, обнаружили останки бойца, в нагрудном кармане гимнастерки которого находилось удостоверение Осоавиахима «Ворошиловский стрелок». Там же на­шли и сам знак. Впоследствии установили имя стрелка — Нурмухамед Магдеев, 1915 г. р., уроженец Казахской ССР. Отыскали его племянника Хамита Магдеева. 67-летний Хамит Ахметович приезжал из Обнинска на перезахоронение. С собой привез пять писем дяди с фронта, которые тот прислал матери. В последнем, датированном 10  июля 1941 года, сообщает, что сражается с врагом на территории Беларуси. Интересный факт: все письма написаны на татарском языке арабской вязью.

Судьбу не обмануть

Александр Клемин, руководитель поисковой группы «Крылья Победы»:

— На нашей страничке «ВКонтакте» Раиса Ковыршина обратилась с просьбой найти захоронение ее дяди — летчика 54-го бомбардировочного авиаполка, погибшего на Могилевщине в 1944 году. Изучив архивные документы, проведя разведку на местности, опросив население, отыскали на пересечении Чаусского, Быховского, Славгородского и Могилевского районов место падения четырех Пе-2. Экипаж, где командиром был Мефодий Ермолаевич Мижеев, штурманом — младший лейтенант Федор Иванович Ковыршин, а радистом-стрелком — сержант Журавлев, был сбит немцами у села Иванищевичи Славгородского района. Интересный факт: один из членов экипажа — Журавлев — уцелел, успев выпрыгнуть из горящего самолета с парашютом. Но судьбу не обмануть: в апреле 1945-го самолет, в котором находился Журавлев, был сбит в небе над Германией. Сержант погиб.

В воронках — пропавшая кавалерия

Дмитрий Паклонский, заместитель руководителя клуба «Виккру»:

— В 2013-м отправились в Быховский район — на места, где в годы Великой Отечественной стояла насмерть 187-я стрелковая дивизия. Тогда у нас еще не было трофейных немецких аэрофотоснимков, которые сильно упрощают поиск, и бродили мы по лесам долго, наматывая за день по 15—20 километров. Умаялись сильно, но усталость как рукой сняло, когда обнаружили останки бойцов. Эта была моя первая Вахта Памяти, такое не забудешь. С тех пор стараюсь не пропускать ни одной. Пока в лесах и полях еще лежат неупокоенные красноармейцы, работы хватит и нам, и следующему поколению.

Евгений Гришанович, командир поисковой группы «Рейд»:

— Благодаря трофейным немецким аэрофотоснимкам в 2021 году установили место выхода из окружения частей 32-й кавалерийской дивизии. До этого точными сведениями никто не располагал, мы опирались на рассказы местных жителей о том, что неподалеку от Осиповичей в воронках лежит «пропавшая кавалерия». В ту Вахту Памяти извлекли из раскопов останки 26 кавалеристов, много лошадиных скелетов, шпор и подков. При бойцах обнаружили три смертных медальона, один из которых удалось прочесть, а это большая удача.

«Расскажу бате, как тяжело без него жить…»

Светлана Борисенко, начальник штаба «Виккру»:

— Каждый год на почту нашего клуба приходит до 800 писем. Люди из разных стран просят помочь им отыскать погибших на войне родных. Цитирую жителя Черниговской области Евгения Голуба: «Получив ваше письмо, плакал и смеялся от радости. Осиротел я рано: мне было два года, когда умерла мать, пять — когда ушел на войну отец. С тех пор мы с дедом Павлом, который меня вырастил, о нем не слышали. Многие годы посылали запросы по всему СССР, и нам отвечали, что красноармеец Грицько Голуб числится пропавшим без вести. Низкий поклон, что подняли его останки. Обязательно при­еду на перезахоронение, поклонюсь бате, расскажу, как мне было тяжело без него жить…»

Вот еще одно — от Ларисы Даминевой из Башкортостана: «Мой дядя 17-летним парнем ушел на фронт. Оттуда прислал домой всего одно письмо, а через четыре дня погиб. Его мать, моя бабушка, это письмо и похоронку получила одновременно. Когда ей зачитали текст, она, в тот момент что-то делавшая с печной трубой, потеряла сознание и упала с лестницы. О своем погибшем брате, который не успел ни пожить, ни полюбить, мне рассказывала и мама. Запомнила его последние минуты в доме: как он нарочито громко гремел умывальником, чтобы не слышали, что плачет, и сквозь слезы просил ее: «Маму береги».

Солдат на полях сражений лежит еще много. Мы не можем о них забыть — это будет предательством по отношению к целому поколению. Продолжим поиски. Это нужно людям. Благодарность нам прислала даже дочь маршала Жукова Маргарита, которая была у нас в 1997 году. Но больше всего получаем их от родственников погибших красноармейцев. Когда видим, как дрожат руки людей, получивших от своих родных весточки из далеких сороковых в виде искореженной солдатской ложки с нацарапанным именем или фрагмента письма; когда слышим, как ломаются от волнения и боли их голоса, — понимаем, что живем не зря.

Николай Борисенко, руководитель клуба «Виккру»:

— За 30 лет подняты из земли останки около двух тысяч красноармейцев, по архивным документам установлены имена более 27 тысяч защитников Могилевщины. За каждой находкой судьба человека. И судьбы эти должны быть вплетены в канву Великой Победы. Наша задача — увековечение памяти всех героев, независимо от званий, масштабов по­двига, статуса награды. Возвращая их с фронтов Великой Отечественной, мы отдаем дань уважения предкам, укрепляем связи между поколениями, создаем фактологическую базу данных для противодействия попыткам фальсифицировали военную историю. В наших архивах собраны уникальные документы о 20-м мехкорпусе, 110-й стрелковой дивизии, оборонявшей Могилев, курсантах Могилевского пехотного училища.

Ольга Кисляк СБ, фото Мариам Табагари и из архивов клуба «Виккру»

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна